Главная книга моей осени. Или, по меньшей мере, сентября. В последнее время всюду сталкиваешься с горькой иронией относительно того, что мы живём в антиутопиях. «Саша, привет!» это в очередной раз доказывает.
Вот что интересно. В художественной литературе мне обычно очень импонируют метафоричность, всевозможные стилистические приёмы, выпуклость и образность, а этот роман больше похож на сценарий, и потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к телеграфным конструкциям. Зато через пару десятков страниц как накрыло: что там художественные метафоры, когда весь роман — метафора нашей реальности. И уже не остановиться, параллели сами кричат с каждой страницы, как демонстранты на митингах.
Заключённому в тюрьме и приговорённому к смертной казни герою Серёже разрешается практически всё, что доступно современному свободному человеку: смартфон, ноутбук, соцсети с их адовым пеклом комментариев, любая одежда, выбор блюд, приложение для заказа еды и алкоголя, интерьеры трёхзвёздочного отеля. «Вообще у Серёжи много степеней свобод, возможностей выбора. При всей незадачливости его положения» — знакомо же, да? Только вот Серёжа (и никто вообще) не знает, в какой именно день пулемёт по имени Саша приведёт приговор в исполнение, потому что «смертная казнь максимально гуманизирована». К слову, высшую меру наказания герой получает по пустяковому, казалось бы, поводу — за связь с несовершеннолетней студенткой, да ещё и по обоюдному согласию.
Так и проводит Серёжа в тюрьме-отеле свои дни, но мы-то понимаем, что это уже не жизнь, а перемалывание человека в большой и страшной системе до той поры, пока он не перестанет быть собой. «По новому законодательству, стремление к свободе — естественное стремление человека, и побег из тюрьмы никак не наказывается. Так что живите себе дальше спокойно», — говорит тюремный охранник. Но он не упоминает одного: сбежавшего всё равно вернут обратно. До самого финала меня не покидала мысль: а не Серёжа ли мы все?
Роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!» в сентябре был объявлен победителем литературной премии «Ясная Поляна» в категории «Современная русская проза».